Данный опус посвящен вопросу предположительных технологий (и образа жизни) субцивилизаций разумных существ типа CDRR, существующих параллельно основной цивилизации Homo Sapiens, в рамках взаимосвязи этих технологий.

 

Автор: SCREW (СКРЭЙ)

"Субкультура"

     Исходные данные:
     Существующая параллельно с основной цивилизацией (Люди) субцивилизация разумных существ (на примере группы Rescue Rangers). Происхождение: результат эволюции животных малого размера (грызуны). /Например, Gadget Hackwrench настолько же мышь, насколько любой из читающих в данный момент эти строки - обезьяна./

     Рассмотрим наиболее существенные различия в технологиях людей (будем называть эту технологию базовой) и Gadget Hackwrench (технология субкультуры).

     1. Ориентация проектирования. Этот аспект касается взаимосвязи между источниками сырья (заготовок) и проистекающими из этого основными принципами проектирования новых изделий.
     Базовая технология: Основывается на собственных ресурсах добычи всего необходимого сырья. Соответственно, проектирование новых изделий ведется по принципу: "идея" -> "проект" -> "подбор сырья/заготовок" -> "изделие".
     Субкультура: В основном основывается на внешних источниках, причем не только сырья, но и готовых заготовок. Соответственно, проектирование идет по принципу: "идея" -> "имеющееся сырье/заготовки" -> "проект" -> "изделие".
     Следствие: Если человек, задумав создать новое изделие, вначале строит проект исходя из необходимых ему свойств этого изделия, а затем ищет способы изготовить из имеющегося сырья требуемые запчасти (а если нужно, то и изготовить требуемое сырье). Проект в этом случае является почти окончательным и необходимость его изменения возникает в основном в случае ошибок и недоработок (т. е. если изделие недостаточно хорошо выполняет возложенные на него функции). В отличие от этого, Gadget Hackwrench, задумав сконструлить что-нибудь необходимое для группы CDRR, вначале разыскивает где-то (как правило среди выброшенного представителями базовой цивилизации) подходящие запчасти, а затем ваяет из них задуманное, "на ходу" подгоняя проект под имеющиеся в ее распоряжении детали. В чем-то субкультура оказывается в более выгодном положении, чем базовая, поскольку использует готовые детали (которые к тому же благодаря заметной разнице в росте CDRR по сравнению с человеком достаточно просто отыскать; по той же причине у Gadget Hackwrench как правило не возникает проблем в поиске двигателей достаточно большой для ее целей мощности и источников питания для них). С другой - это предполагает гораздо большую гибкость мышления изобретателя - представителя субкультуры в поисках всех вариантов возможного применения вещей и предметов, которые средний человек считает предназначенными для какой-либо одной (реже двух-трех) конкретной цели.

     2. Историческое развитие. Данный аспект относится скорее к деятельности именно Gadget Hackwrench, вообще же нет никаких особых противоречий в том, что технология субкультуры прошла бы тот же путь развития, что и базовая технология. Однако вероятность этого для субкультуры несколько ниже именно из-за использования внешней сырьевой базы (см. п. 1).
     Базовая технология: Прошла гигантский путь развития от примитивных ручных инструментов до современного уровня. Основной принцип современной технологии людей заключается в ее "спиральном" характере развития с опорой на предыдущие достижения как в научном (посредством обучения младших поколений), так и в техническом плане. Т. е. образно говоря имеется "расширяющееся кольцо" типа:

Technology cyrcle

(Продукты потребления - это "полезный выход" технологии, то ради чего она существует; левая же часть схемы - это "кольцо развития" самой технологии, когда при помощи имеющихся инструментов (и станков) выпускаются инструменты (и станки) более высокого уровня, с помощью которых выпускаются инструменты (и станки) еще более высокого уровня, с помощью которых... и т. д.)
     Субкультура: Как уже сказано, нет принципиальных препятствий тому, чтобы технология субкультуры развивалась аналогично базовой по принципу "раскручивающегося кольца", используя к тому же по крайней мере часть достижений базовой цивилизации, что несколько облегчает задачу. Но Gadget Hackwrench является (по сюжету CDRR) единственным технически грамотным представителем субкультуры, поэтому все, на что она может опираться в своей работе, - это на предыдущие свои разработки (и добытые при этом знания) и отчасти на достижения (инструменты и знания) базовой цивилизации настолько, насколько они применимы в ее (Gadget) условиях.
     Следствие: Любой из нас безоговорочно должен был бы преклонить колена перед интеллектом Gadget по той самой причине, что ей (даже с учетом наличия готовых деталей и запчастей, а также образцов продукции базовой цивилизации) приходится все делать и всему учиться самой! Многие ли из нас могут похвастаться, что способны самостоятельно изготовить (пусть даже собрать из готовых деталей) и мебель, и автомобиль, и самолет, и телевизор/радиоприемник (пусть даже в самом простом варианте)? И это с учетом того, что всех нас учили в школе (и институте) основам всех необходимых наук от арифметики до атомной физики, и при наличии почти полного спектра необходимых инструментов!
     Отсюда же следует значительная уязвимость как всей базовой технологии в целом, так и отдельных представителей базовой цивилизации. Основа нашего с вами существования - принципы разделения труда и поточного производства. Окажется утерянным один или несколько "витков" технологии (т. е. соответствующие знания и инструменты) - вся цивилизация окажется отброшенной назад и придется начинать все сначала. Окажись же любой из современных инженеров с высшим образованием на месте Робинзона Крузо при том же, что и у него наборе инструментов, вряд ли он смог бы продвинуться в своей "собственной" технологии заметно дальше, чем Робинзон, несмотря на все свои знания (да и наличие несколько большего спектра инструментов в этом случае успеха не гарантирует: где взять на необитаемом острове источник питания на 360 В и несколько сотен Вт, или скажем титановый прокат, или просто как изготовить стеклянную массу и отполировать линзу с нужным числом диоптрий). Gadget же даже на необитаемом острове чувствовала бы себя не хуже, а в "нормальных" условиях (т. е. располагая всем, что предоставляет в ее распоряжение базовая цивилизация) ее творческие возможности во многом превышают таковые для любого помещенного в те же условия человека.

     В заключение надо отметить, что реально существование на Земле субкультур описанного выше типа (т. е. не включая в это понятие колониальных насекомых типа муравьев или пчел) или их появление в ближайшей геологической эпохе вполне возможно.
     Где искать их? Эволюция разума достигает наибольшей мощности тогда, когда биологический вид подвергается экстремальным отрицательным воздействиям со стороны внешней среды. (Образно говоря, тот, кто хорошо живет, никогда не поумнеет, - учатся всегда на ошибках и несчастьях.) Однако вместе с тем существует, по видимому, некоторый "ростовой" порог: вероятность появления разума у слишком мелких животных менее вероятно, чем для более крупных.
     Итак, предположительно можно назвать следующие возможные источники разумных рас Земли (с той или иной вероятностью, которая существенно возрастает при увеличении размеров животного; впрочем, существует и обратная связь: размеры животного с развитием его разума могут возрастать). Это - грызуны (мыши и особенно крысы) и птицы (обыкновенная ворона и вообще врановые). Что же касается всем известных дельфинов, то они хотя и "подходят" с точки зрения размеров тела (и в достаточной степени не обделены интеллектом), но вряд ли способны создать полноценную субкультуру, поскольку они в ней попросту не нуждаются...

 

Предложения и замечания принимаются по адресу:
dscrew@chat.ru